Мое проникновение в культуру Японии продолжилось самым необычным образом. В субботу, 15.09.12, я попала на демонстрацию чайной церемонии от Сэн
Гэншицу - Великого Мастера чайной школы Урасэнкэ. Великий Мастер
впервые в Украине и в Восточной Европе.
Сэн
Гэшицу - прямой потомок в 15 поколении самого Сэн Рикю -
основателя этой школы, жившем в в 16 веке, который создал новую концепцию чаепития
- "чай в тростниковой хижине".
Вот, что написано в
буклете "Чайная традиция Дома Урасэнкэ": "Его редчайший художественный
вкус и идеалы, которые базировались на дзен-буддизме, превратили процесс
приготовления, подачи и угощения чаем в целую дисциплину, на основе
которой появилось такое явление, как "Чадо" - "Путь чая".
В основе идеалов "Чадо" заложено четыре принципа: "Ва" - "Кей" - "Сей" - "Дзику",
где
"Ва"- это гармония, "Кей"- означает "уважение", "Сей"- чистота не
только физическая, но и духовная, "Дзику" - покой, состояние духовного
равновесия.
А еще из сети я узнала, что Великий Мастер Сэн Гэншицу - летчик-камикадзе, жизнь
которого спасло окончание Второй Мировой войны, накануне его последнего
вылета...
В "новой жизни" он является Послом доброй воли ЮНЕСКО, Послом
доброй воли ООН, Послом доброй воли по туризму от Японии.
Но самое потрясающее - это история основателя школы:
"...В середине марта 1591 г. великий чайный мастер Сэн-но Рикю встал перед выбором: Жить или Умереть.
Для того, чтобы Жить, нужно было только попросить прощение у Тоётоми Хидэёси (военного диктатора), смириться перед его самоуправством, признать его первенство в чайной церемонии. Только это...
Но тогда для Сэн-но Рикю это означало перечеркнуть всю свою семидесятилетнюю жизнь, признать несостоятельным весь свой «Путь чая».
И великий мастер выбрал Смерть.
Не гордыня вызвала такое его решение – никакие людские страсти уже не владели сердцем Сэн-но Рикю – он достиг совершенства, достиг состояния Будды.
За три дня до смерти он сложил стихотворение**:
Семьдесят лет жизни прошло -
Вот и конец настал...
Этим моим драгоценным мечом *
Я патриархов и будд убивал.
Меч совершенный в моих руках -
В небо швыряю!
Пускай он парит в облаках.
* Здесь «драгоценный меч» – это мудрость, для которой нет ни авторитетов, ни идолов.
**Литературная обработка Сергея Капранова
Неприязнь властителя Японии к Сен-но Рикю вызревала долгие годы, накапливалась и, наконец, вырвалась наружу. Сделавший головокружительную карьеру от крестьянского сына до военного диктатора, Тоётоми Хидэёси жаждал первенства во всем, жаждал полного подчинения и полного контроля. Только покорность могла спасти жизнь Сэн-но Рикю. Но Рикю остался самим собой, остался свободным.
В 28 день 3 лунного месяца 1591 г. великий чайный мастер совершил сеппуку.
Перед смертью он провел последнюю чайную церемонию для своих друзей и учеников. Каждому из них он подарил на память что-то из чайных принадлежностей. Только черная чашка была им разбита вдребезги – именно она послужила поводом для ссоры с всесильным Тоётоми Хидэёси.
Сэн-но Рикю был великим мастером чая. Это значит, что он достиг вершины мастерства не только в приготовлении чая, но и в организации сада, каллиграфии, икэбане – во всех искусствах, которые объединяет чайная церемония.
Многие известные мастера пытались примирить Сэн-но Рикю и Тоётоми Хидэёси, но это было невозможно. Участь великого мастера была предрешена...
Икэнобо Сэнко (учитель Сэн-но Рикю по икэбане) тяжело переживал смерть чайного мастера. Для того, чтобы выразить свое негодование, он создал композицию из сосны и пригласил Тоётоми Хидэёси.
...В большом зале, в бронзовой вазе из целых сосновых деревьев была создана огромная композиция в стиле рикка. На задней стене висели свитки с изображением обезьян, прыгающих по соснам. Казалось, что зверьки вот-вот выскочат со свитков и запрыгают по живым сосновым ветвям...
Композиция поражала своими размерами и мастерством исполнения. Но сопровождающие Тоётоми Хидэёси не из-за этого затаили дыхание: сейчас разразится буря, разгневаный диктатор уничтожит мастера икэбаны! Это вызов!
Ведь все знали, что у Хидэёси было прозвище «Обезьяна» - так его назвал предшественник Ода Нобунага, начавший объединение Японии. Действительно, внешне Хидеёси очень походил на обезьяну: маленький, с некрасивым лицом, с длинными руками.
Все ждали, затаив дыхание, что будет дальше...
...Военный диктатор похвалил композицию и уехал.
Возможно, выходец из крестьянской семьи - Хидэёси ничего не понял. Но, скорее всего, он понял намек, однако, хорошо владея искусством дипломатии, предпочел сохранить свое лицо. А может, чувствуя свою вину в смерти Сэн-но Рикю, он не хотел убивать еще одного мастера?.."***
Для того, чтобы Жить, нужно было только попросить прощение у Тоётоми Хидэёси (военного диктатора), смириться перед его самоуправством, признать его первенство в чайной церемонии. Только это...
Но тогда для Сэн-но Рикю это означало перечеркнуть всю свою семидесятилетнюю жизнь, признать несостоятельным весь свой «Путь чая».
И великий мастер выбрал Смерть.
Не гордыня вызвала такое его решение – никакие людские страсти уже не владели сердцем Сэн-но Рикю – он достиг совершенства, достиг состояния Будды.
За три дня до смерти он сложил стихотворение**:
Семьдесят лет жизни прошло -
Вот и конец настал...
Этим моим драгоценным мечом *
Я патриархов и будд убивал.
Меч совершенный в моих руках -
В небо швыряю!
Пускай он парит в облаках.
* Здесь «драгоценный меч» – это мудрость, для которой нет ни авторитетов, ни идолов.
**Литературная обработка Сергея Капранова
Неприязнь властителя Японии к Сен-но Рикю вызревала долгие годы, накапливалась и, наконец, вырвалась наружу. Сделавший головокружительную карьеру от крестьянского сына до военного диктатора, Тоётоми Хидэёси жаждал первенства во всем, жаждал полного подчинения и полного контроля. Только покорность могла спасти жизнь Сэн-но Рикю. Но Рикю остался самим собой, остался свободным.
В 28 день 3 лунного месяца 1591 г. великий чайный мастер совершил сеппуку.
Перед смертью он провел последнюю чайную церемонию для своих друзей и учеников. Каждому из них он подарил на память что-то из чайных принадлежностей. Только черная чашка была им разбита вдребезги – именно она послужила поводом для ссоры с всесильным Тоётоми Хидэёси.
Сэн-но Рикю был великим мастером чая. Это значит, что он достиг вершины мастерства не только в приготовлении чая, но и в организации сада, каллиграфии, икэбане – во всех искусствах, которые объединяет чайная церемония.
Многие известные мастера пытались примирить Сэн-но Рикю и Тоётоми Хидэёси, но это было невозможно. Участь великого мастера была предрешена...
Икэнобо Сэнко (учитель Сэн-но Рикю по икэбане) тяжело переживал смерть чайного мастера. Для того, чтобы выразить свое негодование, он создал композицию из сосны и пригласил Тоётоми Хидэёси.
...В большом зале, в бронзовой вазе из целых сосновых деревьев была создана огромная композиция в стиле рикка. На задней стене висели свитки с изображением обезьян, прыгающих по соснам. Казалось, что зверьки вот-вот выскочат со свитков и запрыгают по живым сосновым ветвям...
Композиция поражала своими размерами и мастерством исполнения. Но сопровождающие Тоётоми Хидэёси не из-за этого затаили дыхание: сейчас разразится буря, разгневаный диктатор уничтожит мастера икэбаны! Это вызов!
Ведь все знали, что у Хидэёси было прозвище «Обезьяна» - так его назвал предшественник Ода Нобунага, начавший объединение Японии. Действительно, внешне Хидеёси очень походил на обезьяну: маленький, с некрасивым лицом, с длинными руками.
Все ждали, затаив дыхание, что будет дальше...
...Военный диктатор похвалил композицию и уехал.
Возможно, выходец из крестьянской семьи - Хидэёси ничего не понял. Но, скорее всего, он понял намек, однако, хорошо владея искусством дипломатии, предпочел сохранить свое лицо. А может, чувствуя свою вину в смерти Сэн-но Рикю, он не хотел убивать еще одного мастера?.."***
********************************************************
После завершения демонстрации, обладателей подарочных купонов пригласили на чаепитие со сладостями и подарками с приветственным письмом от посла Японии - поздравлением в честь 20-летия установления дипломатических отношений
между Украиной и Японией (оказывается, что посольство Японии организовало его приезд, специально приурочив его к этой дате).
Фотографии, сделанные профессиональной камерой можно посмотреть здесь
Ну, вот, как забавно получилось, что настоящий японский чай, приготовленный по всем канонам и правилам чаепития, я выпила дома, за тысячи километров от Японии.
Но главное это то, что я получила еще раз подтверждение того, что японцы - остатки какой-то иной цивилизации, которая чудом уцелела на своем острове, даже после Хиросимы и Нагасаки
********************************
***Источник цитаты здесь
Немає коментарів:
Дописати коментар