субота, 2 серпня 2014 р.

«Densha Otoko» - «Парень из электрички» или...

Этому посту уже несколько лет. Вернее, его больше не существует потому, что автор в свое время удалил свой дневник, но у меня осталась сохраненная копия. К сожалению, я потеряла связь с этим человеком, потому что общались мы только в и-нете, а человек этот очень интересный, прекрасно образованный, плюс оказалась, что у нас общая любовь не только к японскому кинематографу, но и к одному из самых интересных, талантливых и, как это часто бывает, недооцененных (на мой взгляд) японских актеров - Синдзи Такеда...
Публикую я этот пост не только потому, что, по многим причинам тема, которая тут затронута до сих пор не только актуальна, но и приобретает новые окраски... Прежде всего это, хоть и краткий, но  очень такой неплохой разбор спектакля, а потом, я так люблю творчество Синдзи Такеда, что было бы несправедливо прятать в личном архиве такие хорошие отзывы о его работах.

Ну, и самое, главное, очень надеюсь, что автор на меня не обидится за этот мой поступок...

***


Реал против Вирта
 
«Я обычно на всяких форумах ничего не пишу. Когда-то писала, но быстро мне это осточертело. Но форумы иногда читаю - особенно занимает то, как люди могут зацепиться за одно слово и развить из него ссору, троллинг и тому подобное.


Атмосфера форума - предмет малоизученный и в искусстве отражаться только начинающий. Тем более отражаться адекватно. Ну, в каком виде можно передать живое общение разных людей, прикрытых маской вирта? Это уже гипер-постмодернизм - отследить и показать, во сколько оберток заворачивает себя человек, общаясь виртуально.

И как оказывается - это можно сделать в театре! Не в фильме, не в манга - а именно в театре. «Densha Otoko» - сюжет прост как апельсин: зачуханый парниша, который как грится ни сесть, ни встать толком не умеет, не то что с девушкой знакомиться, спасает в вагоне поезда девушку от хулиганов. Между ними завязывается телефонное общение, девушка дарит подарок, потом они встречаются, и так далее.

При чем тут форум? Да просто при том, что парниша-главгер все свои действия корректирует с помощью виртуальных собеседников на форуме. Они подсказывают ему, что сделать, как одеться, что сказать, болеют и сопереживают.

Шестеро одиноких и, судя по их виду, не шибко счастливых и успешных людей помогают седьмому, еще менее счастливому и успешному.

Парниша меняется аки Элиза Дулитл - нет, герцогиней не становится, но приводит себя в порядок - причем не только внешне.
Заканчивается все открытым финалом, как говорится - герой и его дама начинают серьезно встречаться и с форума парниша уходит))

И как же с атмосферой форума, спросите вы? А очень просто - на сцене в два этажа конурки, каждую из которых занимает один из действующих лиц. Они общаются по сети, ссорятся, спорят - текст их форумских сообщений дублируется на экране.
Симультанный (т.е. одновременно в нескольких точках) принцип действия, выражаясь высоким языком театральных рецензий)) Не новость - еще в средневековом театре применялся. В телеверсии, правда, одновременность действия не передана - даются крупные планы героев (у меня не раз возникало желание отправить режиссера телеверсии на мыло, вкупе с оператором), думаю, из зрительного зала впечатление совсем другое.

Блестящим и очень простым ходом передано различие между "реалом" и "виртом": в вирте все действующие лица гротескно эмоциональны - словно сами себя стараются убедить, что вот именно тут-то они и живут настоящей жизнью. В реале меняется и пластика и речь - более спокойная и натуральная. А в самом начале - появление героев - вообще сильный момент: неуместны и нелепы эти люди в реальной жизни (и становится понятным, почему
каждый из них первым делом, придя домой, включает комп) И самым нелепым и беззащитным от реальности выглядит главгер.

Но все меняется. Советчики оказываются хорошими теоретиками - и только главный герой становится практиком: выходит в реальный мир, изменяет себя. И даже выдерживает столкновения с реальным миром.
А его советчики, его пигмалионы так и остаются в своем вирте.

И напоследок - о главном герое и его исполнителе. Такеда Шиньджи, красивый и успешный мужчина в полном расцвете сил. Я как-то прочла в ЖЖ - откуда еще давно потащен был мною спектакль - что, дескать, не особо убедителен Шиньджи после преображения героя - он-де и старше, и серьезнее своего персонажа.
 

Но
, сорри - при чем тут возраст? Момент перехода и изменения героя изображен блестяще - он взрослеет на глазах, и это правильно и ничуть не ломает концепцию.
Ну и можно попищу от восторга - ААААА, это ж надо красивому молодому человеку сыграть зачуханого парнишу так убедительно, что зрителя (не только меня, проверено на парочке знакомых))) почти трусит от отвращения и жалости.

ЗЫ: и ну как же все же приятно, когда в лишенном английских или русских сабов действе ты начинаешь понимать фразы и уже не только о смысле сцен догадываться, но и реально слышать, как и о чем пипл говорит))).»


 P.S. кроме первого, все остальные изображения были опубликованы в оригинальном варианте.

Немає коментарів:

Дописати коментар